Гидростройдормаш Гидростройдормаш

Проектный институт


Проект 2009 года — завод «Металл-Дон»

История института

30 мая 1930 года Постановлением Президиума Северо-Кавказского Краевого исполнительного Комитета (протокол № 106 п.32) в г. Ростове-на-Дону было создано Юго-Восточное отделение «Гипромаша».
Во время Великой отечественной войны отделение было эвакуировано в Ташкент и функционировало уже в составе проектного института «Гипростанок».

После изгнания фашистов с территории Дона, Северо-Кавказское отделение теперь «Гипростанка» возобновило свою деятельность в г. Ростове-на-Дону.
После освобождения Ростова и в первые послевоенные годы, отделение, малочисленное по количеству работающих в нём специалистов, размещалось в небольшом частном домике и арендовало классную комнату в одной из школ города.

Учитывая громадный объём послевоенных восстановительных строительных работ и острую необходимость в строительной технике, в 1946 году было организовано Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.
И одним из первых решений нового Министерства было создание головного проектного института и не в Москве, как принято, а в периферийном г. Ростове-на-Дону.
Распоряжением Совета Министров СССР в 1947 г. № 15367 и приказом Минстройдормаша в 1947 г. № 262 на базе отделения Гипростанка был создан Государственный институт по проектированию заводов строительного и дорожного машиностроения — «Гипростройдормаш».
С этого периода институт и начал свою историю.

Молодому институту приходилось арендовать помещения в пятнадцати частных домиках в разных кварталах города.
В момент создания Гипростройдормаша его коллектив насчитывал 47 человек.
Отсутствие производственных площадей сдерживало развитие института, укомплектование отделов кадрами.
В 1949 году было начато восстановление переданного институту разрушенного в период войны 5-этажного здания по Буденновскому проспекту.

Много сил, энергии и труда приложил коллектив «Гипростройдормаша», восстанавливая своё здание. Сотрудники отделов работали на субботниках, воскресниках, разбирая завалы, подносили строительные материалы, выполняли различные работы, помогая строителям. Это позволило в короткий срок, в январе 1951 года ввести в эксплуатацию первую очередь институтского корпуса площадью 1200 м2.
В последующие годы продолжилось восстановление здания института, и в 1957 году вошла в строй вторая очередь административного здания, а к 1970 году третья и четвертая очереди.
Институт получил просторные светлые помещения, удобные для творческой работы.
С ростом института расширилась и сфера его деятельности, в которую входили всё новые и новые районы страны, где намечалось новое или расширение и реконструкция существующих заводов отрасли.

Деятельность института распространилась на все республики СССР.
В связи с ростом проектных работ по отрасли и в целях приближения проектного института к месту строительства в 1960 году создаётся Брянский филиал Гипростройдормаша, который через пять лет преобразован в самостоятельный институт «ГПИстроймаш».
В 1970 году в г. Тольятти был организован филиал института, который позже тоже стал самостоятельным институтом.
К 1960 году средняя численность персонала института достигла 540 чел.
Институт «Гипростройдормаш» стал первопроходцем для новых заводов и восстановителем и преобразователем для старых разрушенных заводов.

В первые годы деятельности коллектив Гипростройдормаша выполнял проекты реконструкции действующих предприятий: Нязепетровского, Стерлитамакского, Прилукского и Харьковского заводов строительных машин, Ташкентского и Костромского экскаваторных, Кемеровского, Челябинского, Копейского и Харьковского дорожных машин.
Первое задание на проектирование нового завода институт получил в 1950 году.
В последующие 3 года (1951-1953 годы) Гипростройдормашем были разработаны и утверждены Министерством проекты строительства шести новых заводов: Ивановского и Камышинского автокрановых, Орловского автогрейдеров, Костромского «Строммашина», Брянского «Строммашина», Кохомского «Строммашина».

Во второй половине пятидесятых годов по проекту института начато строительство крупнейшего завода отрасли — завода цементного оборудования «Волгоцеммаш» в г. Тольятти Куйбышевской области.
Ввод в действие «Волгоцеммаша» означало создание в отрасли нового направления — производство цементного оборудования, что позволило нашей стране полностью освободиться от его импорта.
С 1958 по 1963 г. институт разработал 26 комплексных проектных заданий на коренную реконструкцию заводов отрасли, в т.ч. Кентауского, Галичского, Костромского, Воронежского экскаваторных заводов.

Наряду с выполнением проектных работ, начиная с 1958 года, институт по заданию Министерства приступает к разработке материалов по развитию и размещению предприятий отрасли, готовит предложения по предметной и подетальной специализации, анализирует и обобщает отчётные данные заводов, разрабатывает технико-экономические обоснования целесообразности строительства и реконструкции предприятий строительного и дорожного машиностроения.
В дальнейшем сфера деятельности института продолжает расширяться.

В 1963 году Гипростройдормашу поручается проектирование двух заводов в Народной Республике Болгарии — в городах София и Лом, а год спустя, ещё одного в Болгарии в г. Враца. Строительство этих заводов успешно завершено.
В Чехословакии по проекту института построен технический центр обслуживания строительно-дорожной техники.
С 1964 г. в институте началась разработка проектного задания и рабочих чертежей на строительство Донецкого экскаваторного завода.

С 1969 по 1975 г. по Постановлениям Правительства Гипростройдормашем разработана проектная документация на строительство и расширения 24 заводов и более 40 цехов, в т.ч. наиболее крупные:
— проект реконструкции Киевского завода «Красный экскаватор»;
— проект строительства нового завода в п.г.т. Бородянка;
— проект строительства нового завода узлов и агрегатов в г. Волжске марийской АССР;
— проект строительства нового Белаковского завода самоходных землеройных машин;
— проекты строительства литейных комплексов на Воронежском экскаваторном заводе, заводе «Волгоцеммаш», на заводе узлов и агрегатов в г. Волжске.
Численность института (вместе с Тольяттинским филиалом) в 1975 году достигла 1350 чел., поэтому институт справлялся своевременно со всеми задачами, которые ставило перед ним Министерство.

С 1975 по 1990 годы институтом по заданиям Министерства выполнены проекты нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения до 70 заводов отрасли, в т.ч. наиболее крупные: Ишимбайский завод самоходных машин, Одесские заводы: краностроительный им. Январского восстания и «Стройгидравлика», Руставский краностроительный, Ставропольский автомобильных кранов, Хмельницкий «Строммашина», «Волгоцеммаш», Славянский завод строительных машин и др.

С 1990 года по настоящее время по известным причинам резко снизился объём проектных работ по заводам отрасли.
В настоящее время проектирование выполняется для Тверского экскаваторного завода, Камышинского и Ивановского автокрановых заводов, а также для предприятий других отраслей.

Гипростройдормаш участвовал в реконструкции, техническом перевооружении предприятий, строительстве жилых зданий, общественных организаций в г. Ростове-на-Дону и в Ростовской области.
По проектам института построен Донецкий экскаваторный завод, расширен завод «Электроинструмент», реконструирован ряд цехов на заводах «Ростсельмаш», «Красный Аксай», «Сантехарматура», ГПЗ-10, «Энергосвязьавтоматика», на заводе «Красный Котельщик» в г. Таганроге и ряда других, а также реконструированы школы, больницы (Областная онкологическая), общественные здания в Орловском и Зимовниковском районе, Дворец культуры в Милютинской, построены многоэтажные жилые здания в г. Ростове, г. Донецке, жилой посёлок в совхозе Курганный Орловского района и др.

Все проекты института, представленные в Главгосэкспертизу Госстроя России на рассмотрение, одобрены и отмечено выполнение их на современном уровне.

Всё это благодаря высокому профессионализму специалистов Гипро-стройдормаша — это «золотой фонд» института, это «кузница» кадров для вновь в своё время организованных в Ростове институтов, как Гипрокомбайнпром, Гипрошахт, Гипроэнергомаш и др.

Там где беда, там где стихийные бедствия, там в первых рядах проектировщики Гипростройдормаша: так было во время землетрясений в Ташкенте, в Армении. В условиях, которые можно приравнивать к прифронтовым, проводили обследование разрушенных заводов, жилых домов в Чеченской Республике проектировщики института, участвуя в их восстановлении.
Многие работники института отмечены Правительственными наградами: 12 человек награждены орденами, 89 — медалями.

344002, Россия, Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 3.
Мы проектируем заводы. Более полувека
1960 1970 1980 1990 2000 2010
Сделано «Прямыми руками»